Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)
Социализация детей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) — главная задача, которая стоит перед государством
(ФГОС ДО).
К данной категории
относятся лица, которые имеют особенности в развитии как в физическом, так и в
психологическом. Фраза «дети с ОВЗ» означает, что данным детям необходимо
создание специальных условий для жизни и обучения.
Категории детей с ограниченным здоровьем:
- с расстройством поведения и общения;
- с нарушениями слуха;
- с нарушениями зрения;
- с речевыми дисфункциями;
- с изменениями опорно-двигательного
аппарата;
- с отсталостью умственного развития;
- с задержкой психического развития;
- комплексные нарушения.
На основе Федерального Государственного
Образовательного Стандарта возможно применение четырех типов программ обучения.
Определение нужного варианта для учащихся происходит на основе
рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Для успешной
реализации выбранной программы учитываются специальные условия, необходимые
ребенку с ограниченными возможностями здоровья. Предусматривается переход от
одного варианта к другому по мере развития дитя. Такое действие возможно при
соблюдении следующих условий: заявление родителей, желание ребенка, видимая
положительная динамика в обучении, результаты ПМПК, а также создание
необходимых условий образовательной организацией.
Как быть родителям, у которых
ребенок с ОВЗ?
Получение такого вердикта приводит
родителей в состояние беспомощности, растерянности. Многие пытаются
опровергнуть поставленный диагноз, но в итоге приходит осознание и принятие
дефекта. Родители адаптируются и принимают разные позиции – от «Я
сделаю все, чтобы мой ребенок стал полноценной личностью» до «У меня
не может быть нездорового дитя». Данные положения необходимо учитывать
психологам при планировании коррекционной программы с детьми с отклонениями в
здоровье. Родители должны знать правильные формы помощи своему ребенку,
несмотря на виды ОВЗ, способы адаптации, особенности развития.
ЗПР (задержка психического развития)
Прежде
всего, необходимо разобраться, что такое задержка психического развития (ЗПР).
В современной международной классификации болезней, принятой в России, такого
диагноза мы не встретим, не встретим и в медицинской карте ребенка. Но это не
значит, что его не существует.
Родителям нужно
знать, что задержка психического развития (ЗПР) относится к разряду
слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное
место между нормой и патологией. ЗПР характеризуется обратимостью многих
расстройств, т.е. при продуманной реабилитационной и коррекционной работе
прогноз развития ребенка относительно благоприятный.
Основные трудности,
которые испытывают дети с ЗПР, связаны прежде всего с социальной (в том числе
школьной) адаптацией и обучением.
Объяснением этому
служит замедление темпов созревания психики. Необходимо также отметить, что у
каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться
и по времени, и по степени проявления.
Наиболее
ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость
эмоционально-волевой сферы; иначе говоря, такому ребенку очень сложно
сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда
неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость,
сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут
сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.
Нарушение
восприятия выражается в затруднении построения целостного образа.
Например, ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом
ракурсе.
Если говорить об особенностях
памяти у детей с ЗПР, то здесь обнаружена одна закономерность: они
значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный.
ЗПР нередко
сопровождается проблемами речи, связанными в первую очередь с
темпом ее развития. Другие особенности речевого развития в данном случае могут
зависеть от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения
У детей с ЗПР наблюдается отставание
в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время
решения задач на словесно-логическое мышление.
Что
необходимо сделать в первую очередь?
В первую очередь при подозрении на ЗПР
родителям надо обратиться к неврологу и психиатру для уточнения диагноза,
определения степени задержки, а также возможных причин и назначения лечения и
дополнительных обследований при необходимости (например,
электроэнцефалограммы). Следующим специалистом, к которому необходимо пойти,
является дефектолог. Он поможет выбрать наиболее подходящие занятия или
составит программу для занятий с ребенком в домашних условиях. При наличии
речевых проблем также необходимо посетить логопеда. Не стоит забывать и о
психологе, в его задачи входит работа с ребенком по преодолению эмоционально-волевой
незрелости и введению в деятельность (например, ребенок в процессе занятий
учится слушать и анализировать инструкции к заданиями и т.п.), по расширению
кругозора, а также помощь родителям в выстраивании эффективного взаимодействия
с ребенком.
Консультация: "В чем состоит помощь дефектолога ребенку с ЗПР?"
Консультация: "В чем состоит помощь дефектолога ребенку с ЗПР?"
Комментариев нет:
Отправить комментарий