Возрастные особенности развития детей 5- 6 лет
В возрасте 5 лет в развитии ребёнка происходит большой
скачок: появляется способность произвольно управлять своим поведением, а также
процессами внимания и запоминания. Теперь ребёнок уже может принять и
попытаться выполнить задачу «запомнить», «сосредоточиться». Появление
произвольности - решающее изменение в деятельности ребёнка, когда целью
последней становится не изменение внешних, окружающих предметов, а
овладение собственным поведением.
Эмоции. Шестой год
жизни знаменуется резким увеличением сложности эмоциональной жизни. Обретая
способность контролировать своё поведение, ребёнок теперь может сознательно и
намеренно скрывать свои чувства от других. Поскольку сфера его интересов-
взаимоотношения людей, он начинает более тонко воспринимать отношение к нему и
друг к другу. Именно реальные отношения становятся главным источником радости и
печали ребёнка. На шестом году жизни очень важно обратить внимание на развитие
тонких эмоциональных реакций ребёнка на красоту окружающего мира. В этом
возрасте дети чувствительны к цвету, форме, они могут испытывать сильный и
непосредственный восторг от созерцания яркого пейзажа. Важно создавать условия,
в которых дети будут получать эти яркие, на всю жизнь остающиеся в памяти
впечатления.
Восприятие. Острота
зрения, способность к цветоразличению, слух, ориентация в пространстве
продолжают развиваться и совершенствоваться. Одновременно восприятие
приобретает черты произвольности. Раньше ребёнок воспринимал то, с чем он
действовал, а теперь он способен воспринимать предметы независимо от того,
действует ли он с ними практически или нет. Он может вслушиваться в разные
звуки, сравнивать их; рассматривать сложную картинку и искать спрятанную среди
других линий птичку.
Внимание. В 5
лет продолжается рост устойчивости внимания. Если ребёнок сосредоточен на каком
- либо предмете, он не будет отвлекаться на другие интересные предметы. Важным
показателем развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребёнка
появляется действие по правилу - первый необходимый элемент произвольного
внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с
правилами: как настольные, так и подвижные.
Память. Развивается
произвольное запоминание (способность запомнить и воспроизвести слова или
картинки по просьбе взрослого), хотя оно остаётся главным образом механическим.
Преобладающим видом памяти у старших дошкольников является образная память.
Ребёнок может запомнить по просьбе взрослого 7-8 предметов (из 10-15), изображённых
на предъявляемых ему картинках.
Речь ребёнка
всё более освобождается от той конкретной ситуации, в которой он находится в
данный момент. Она становится внеситуативной, и доля такой речи увеличивается.
Речь становится также более связной, внутренне согласованной и монологической.
Изменяется отражаемое в ней содержание: значительное место начинают занимать
человеческие отношения. Этим определяется направление дальнейшего усложнения и
обогащения лексического и грамматического строя речи.
Мышление. К 5 годам у ребёнка появляется способность удерживать
в сознании уже отдельное событие или ситуацию, а цепочку взаимосвязанных
событий. На этой основе формируются представления об изменениях количества.
Дети могут оперировать числами, складывать и вычитать, составлять и решать
задачи. Они также получают представление об обратимых и необратимых изменениях:
так, заполнение стакана водой обратимое действие, а срезание цветов -
необратимое. На основе яркого зрительного представления ребёнок может решать в
уме достаточно сложные геометрические задачи. Способность удерживать в
представлении цепочку взаимосвязанных событий позволяет ребёнку представлять
себе прошлое и будущее, выстраивать картину роста и развития в мире живой
природы, процесса изготовления какой-либо вещи и т.п. Ребёнок пытается
восстановить линию собственной жизни, вспомнить себя в более младшем возрасте,
задаёт об этом вопросы взрослым. Именно в этом возрасте разумно планировать
работу по знакомству ребёнка с его семейным (генеалогическим) деревом.
Деятельность. Возможности
произвольного контроля поведения, эмоциональных реакций открывают путь для
формирования культуры поведения в общественных местах, за столом, в гостях,
освоения правил формальной речевой вежливости, правил приличия. В работе с
детьми именно с этого момента целесообразно начинать использовать задания на
воспроизведение образца и работу по словесной инструкции. В играх детей теперь
можно видеть полноценный развёрнутый сюжет, который протяжён во времени. Они
могут развивать действие, играя в «игру с продолжением» на протяжении многих
дней. В старшем дошкольном возрасте дети начинают осваивать игры с правилами.
Эти игры имеют большое значение для преодоления инфантильности и эгоцентризма.
Настольные, настольно-печатные игры, подвижные игры требуют от ребёнка не
только подчинения своего поведения внешней норме- правилу, но и умения
проигрывать, признавать поражение и мириться с ним, что для многих детей
поначалу представляет большую психологическую трудность. Вместе с тем
целесообразно раскрывать перед детьми, какую роль правила играют в жизни
взрослых сообществ: это правила безопасного поведения в быту и на природе;
правила дорожного движения; правила пользования бытовыми приборами, а также
законы как особые регуляторы поведения людей в социуме. Социализация ребёнка
предполагает, что у него будет сформировано представление о взрослом как о
человеке.
На шестом году жизни у ребёнка появляется способность
ставить цели, касающиеся его самого, его собственного поведения, а также таких
психических процессов, как память, внимание, восприятие. Произвольность
поведения и психических процессов, которая интенсивно развивается в период
между 5 и 7 годами, имеет, по мнению отечественного психолога Л.И. Божович,
решающее значение для готовности ребёнка к школьному обучению.
Сознание. Изменения
в сознании характеризуются появлением так называемого внутреннего плана
действий - способностью оперировать в уме, а не только в наглядном плане
различными представлениями. В старшем дошкольном возрасте происходит осмысление
и осознание многих закономерностей, которые ребёнок уже успешно использует в
практике, но пока не рефлексивно. Он может осознавать , например,
конвенциональные способы разрешения конфликтов (жребий, считалка, очерёдность).
В этом возрасте происходит активное осмысление
жизненных ценностей. Оно происходит параллельно с формированием и
дифференциацией образа Я самого ребёнка и построением образа будущего. Данный
возраст- период многоаспектной социализации ребёнка. Одной из её сторон
является формирование первичной идентификации с широкой социальной
группой-своим народом, своей страной. Старший дошкольный возраст имеет решающее
значение для морального развития детей. Это период, когда закладываются основы
морального поведения и отношения. Одновременно он весьма благоприятен для
формирования морального облика, черты которого нередко проявляются в течение
всей последующей жизни ребёнка.
Личность. Отношение к себе. Одним из важнейших изменений в личности ребёнка
являются изменения в его представлениях о себе, его образе Я.
Пятилетний возраст-возраст идентификации ребёнком себя
со взрослыми того же пола. Девочки относят себя к женщинам, а мальчики к
мужчинам. Если до сих пор ребёнка интересовал окружающий мир, то в 5 лет акцент
его внутреннего, душевного внимания смещается на взаимоотношения людей.
Пятилетние дети обладают прекрасным «чутьём» на реальное отношение к себе и
другим. Они остро чувствуют любую неискренность и перестают доверять человеку,
который однажды проявил её. Они чувствуют, когда ими пытаются манипулировать. В
ходе наблюдений за окружающей социальной жизнью дети активно строят образ себя
в будущем и своей взрослой жизни.
После 5 лет у детей начинают
проявляться представления не только о том, какие они есть, но и о том, какими
они хотели бы быть. Иными словами, кроме имеющихся качеств, начинают
проявляться представления о желательных и нежелательных чертах и особенностях.
В психологии это называется расслоением образа Я на Я-реальное, это те
качества, по поводу которых ребёнок считает, что они у него имеются; и
Я-потенциальное, куда входят как положительные черты, которые ребёнку хотелось
бы у себя видеть, так и отрицательные, которые он бы не хотел иметь.
Источником отношения ребёнка к себе являются оценки и
отношение к нему окружающих взрослых. Изучение большого числа детей показало,
что они имеют совершенно определённое мнение о том, как к ним относятся
окружающие. Важно, как сам ребёнок воспринимает это отношение, ибо ведёт он
себя в соответствии с тем, как оно видится ему. В большинстве случаев дети
считают, что лучше всех к ним относятся бабушки, затем мамы, папы.
Отношение к взрослому. До сих пор взрослый был для ребёнка безоговорочным и
непререкаемым авторитетом. В пять лет появляется критичность в оценке
взрослого, у некоторых детей проявляется уже и независимость собственных
суждений от оценок авторитета.
Отношение к сверстникам. На шестом году жизни ребёнка разные линии психического
развития, соединившись, образуют благоприятные условия для появления нового
типа его взаимоотношений со сверстниками. Это, во-первых, развитие речи,
которое у большинства детей достигает, как правило, такого уровня, что уже не
препятствует взаимопониманию. Во-вторых, накопление внутреннего багажа в виде
различных знаний и сведений об окружающем.
Интерес ребёнка к себе и своим качествам,
получающий дополнительный стимул благодаря развитию представлений о себе,
распространяется на сверстников. Происходит как бы разделение детей на более
заметных и популярных, пользующихся симпатией и уважением сверстников, и детей
малозаметных, не представляющих на этом фоне интереса для остальных.
Это разделение порождает поистине драматические коллизии, а иногда
весьма неприятные типы взаимоотношений. Возникают симпатии и антипатии,
проявления которых глубоко переживаются детьми. Так, длительные и сильные
огорчения ребёнку начинает доставлять нежелание привлекательного в его глазах
сверстника играть и общаться с ним. Новыми сторонами, определяющими отношение
детей друг к другу и чрезвычайно занимающими их, являются их личные качества и
характер взаимоотношений.
Знания и умения детей 5- 6 лет.
Знания и умения детей 5- 6 лет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий